ru en
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Юристы по государственным контрактам

Сотрудничество с государством – опасная и скользкая дорога. СМИ пестрят информацией о громких уголовных делах, сомнительных конкурсах, нецелевом и неэффективном расходовании бюджетных средств.

Однако государство продолжает нуждаться в поставках товаров и услуг, а многие сферы бизнеса ключевым своим клиентом могут считать именно государство и его учреждения, как, например, поставщики медицинского оборудования и материалов.

Как взаимодействовать с государством, не опасаясь за свою жизнь и продолжать делать бизнес, а не благотворительность?

Адвокат по госконтрактам

Тендерные адвокаты Бюро оказывают юридическую помощь на всех этапах заключения и исполнения государственного и муниципального контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: от подготовки конкурсной документации до завершающего этапа по взысканию задолженности по договору.

Доверители Бюро выбирают обычно наиболее удобную из предлагаемых нами форм взаимодействия:

  • почасовое консультирование;
  • юридическое сопровождение бизнеса или отдельно участия в конкурсе и исполнения госконтракта.

Тендерное право – та сфера, в которой штатный юрист может закрывать только очень ограниченный круг вопросов. Тот факт, что он блестяще готовит пакет документов для конкурса, к сожалению, не гарантирует, что он не допустит ошибки в общении с партнерами по бизнесу, последующем документообороте компании.

Обращение к судебному опыту тендерных адвокатов Бюро обычно помогает разрешить многие сомнения участников конкурсов и выбрать правильную политику работы с заказчиком.

Помощь тендерного адвоката в ФАС и суде

Если проблем уже не миновать, а отказ от исполнения контракта и РНП стороной не рассматриваются, единственным способом защиты остается обращение в суд.

Многие исполнители напрасно отказываются от «конфликтного» взаимодействия с заказчиком, рассчитывая решить всё интеллигентно и полюбовно.

Интеллигентное отстаивание собственных интересов в рамках законных механизмов всегда предпочтительнее устных договоренностей и обещаний, которые имеют свойство не исполняться.

Способы защиты нарушенных прав исполнителя в суде:

  • обжалование действий/бездействия и решений заказчика, в том числе в ФАС;
  • защита по административным и уголовным делам о картельном сговоре;
  • понуждение к заключению госконтракта;
  • представление интересов исполнителя, а также подрядчика и субподрядчика в суде при взыскании задолженности, расторжении госконтракта;
  • взыскание причиненных убытков, истребование оборудования исполнителя;
  • взыскание неосновательного обогащения со стороны заказчика;
  • признание госконтракта незаключенным.

Уголовная защита

Не так страшна неоплата по госконтракту, как попытки сделать из бизнесменов-исполнителей злоумышленников и мошенников. Не проходит и недели, как в СМИ и сети появляется информация о новом уголовном деле и арестах предпринимателей.

При этом с точки зрения сухой нормы права в их действиях нет ничего, кроме традиционной коммерческой составляющей. Однако это не мешает делать их главными фигурантами дел о мошенничестве, даче взятки или коммерческом подкупе.

Уголовные адвокаты бюро разбираются не только в требованиях процесса и особенностях уголовного преследования, но и прекрасно ориентируются в тендерном и бюджетном праве, что позволяет успешно осуществлять защиту бизнесменов по такой сложной категории дел.

Помимо ставших уже традиционными для госконтрактов составов преступлений, закон предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление в сфере закупок, подкуп работника контрактной службы и других уполномоченных лиц, за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок.

Указанные составы введены сравнительно недавно (с 2019 года), однако статистика возбуждаемых по ним дел свидетельствует о высоком интересе правоохранителей к данной категории дел.

Превентивные меры

Зная о повышенном внимании правоохранительных органов к исполнению любых контрактов, адвокаты бюро разработали целый ряд превентивных услуг, целью которых является недопущение развития сценария с возбуждением уголовного дела, это:

  • юридический ликбез сотрудников;
  • проведение лекций и семинаров о личной безопасности и защите информации на рабочем месте;
  • проверка офисов компании на предмет информационной безопасности и корректного документооборота;
  • сопровождение сотрудников компании в рамках доследственных проверок.

Государственное задание

Выполнение государственного задания, как особая статья расходования бюджетных средств, стоит особняком и не относится напрямую к вопросам тендерного права.

Как минимум, в силу того, что исполнителями задания и получателями бюджетного финансирования являются некоммерческие организации: бюджетные и автономные учреждения.

Необходимость в привлечении квалифицированной юридической помощи и адвокатов, специализирующихся в сфере бюджетного права, возникает обычно после или в момент проведения аудита эффективности исполнения государственного задания.

По итогам контрольных мероприятий, выявивших неправильное использование бюджетных средств, к получателям субсидий на выполнение госзадания могут быть применены следующие виды ответственности:

  • административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств;
  • возложение обязанности по устранению причин и условий нарушению бюджетного законодательства в случае неэффективного использования средств субсидии, например: возвращение в бюджет предоставленных средств; привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

При этом стоит отметить, что закон не содержит критериев эффективности использования бюджетных средств. Чаще всего неэффективность выявляется путем простого сравнения цен на аналогичные товары/услуги, или пересчета объема товаров, услуг, действительно необходимых для целей учреждения.

Нецелевое использование бюджетных средств предполагает возможность привлечения к уголовной ответственности в случае подтверждения крупного размера — 1,5 млн. рублей или особо крупного размера – 7,5 млн. рублей.

Примечательно, что крупный и особо крупный размеры может образовать расходование бюджетных средств по различным статьям сметы. Таким образом, выявление 5 фактов «нецелевки» по 301 000 рублей каждый уже образует состав преступления. Доказывание факта причинения ущерба при этом не требуется.

После вынесения контролирующим органом представления об устранении нарушений бюджетного законодательства дело развивается чрезвычайно быстро. И учреждению приходится защищать свои интересы сразу в нескольких инстанциях.

Губительной в этой ситуации является позиция в духе «нам бояться нечего, мы ничего не сделали», которая приводит к бездействию или пассивной защите. Даже если вы действительно не сделали ничего противозаконного, проверяющий орган уже принял иное решение. На этом решении будет построено административное или уголовное дело.

Квалифицированная защита с привлечением адвоката, инициированная только на стадии следствия, уже будет не столь эффективна.

Адвокатское бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» оказывает юридическую помощь при исполнении государственных контрактов и проверке исполнения государственного задания на всех этапах. Как показывает опыт тендерных адвокатов Бюро, губительнее промедления может быть только надежда на добрые отношения с заказчиком и вера, что оно «само рассосется».

Однако, если мы приступили к защите, как никогда актуальным становится девиз Бюро: «У любой проблемы всегда есть одно свойство. Её можно решить».

Практикующие адвокаты: Щеглов Ю.А., Лялюцкая Ю.А., Лиляк А.А.

Дополнительная информация

Об истории нашей компании, принципах работы адвокатов Бюро и некоторых делах из практики адвокатов за годы партнерства в составе АБ г. Москвы «Щеглов и Партнеры» Вы можете почитать на нашем ресурсе — Первой онлайн библиотеке адвокатской практики.

Часто задаваемые вопросы

Обратиться за помощью